Идея написания этого поста возникла после нескольких поездок по острову Самуи на сонгтео в течение месяца. Поездки были разной степени успешности.
Сонгтео – или их еще называют тук-туками – это местный общественный транспорт, который ездит по кольцевой дороге острова по определенным маршрутам. Тук-туками их называть не совсем правильно, потому что тук-тук – это обычно трехколесный мотобайк с кабинкой на двоих пассажиров, а сонгтео представляет собой переоборудованный пикап, в кузове которого установлены пара длинных мягких лавочек-сиденьев и крыша.
Сонгтео ездят по определенным маршрутам по Ring Road Самуи. Есть несколько направлений: Чавенг-Ламаи-Натон (едет через южную часть острова, поворачивает с кольцевой на Чавенге и объезжает ближе к пляжу, такая же система на Ламае), Натон-Ламай-Чавенг (через северную часть, у меня есть практика проезда на этом маршруте только до Мэнама). Говорят, есть еще маршрут Натон-Биг Будда-Чавенг, но я не встречала его и не искала с ним встреч в виду отсутствия необходимости ездить в район Биг Будды.
Стоимость проезда на сонгтео зависит от дальности вашей поездки.
Обычно самое короткое направление, например, в пределах одного района, стоит 20 бат, соседний район — 40, и крайняя точка — 60 бат.
В пределах Ламаи я платила за проезд 20 бат, с Ламаи до Чавенга (выходила на повороте с кольцевой) — 40 бат, а если бы я добиралась с Чавенга до Натона (та же маршрутка, но две крайние точки) — то логично было бы оплатить максимум 60 бат.
Но такая цена действует, если ездить на сонгтео правильно и днем, где-то часов до 5-6 вечера. Вечером цены возрастают прямо пропорционально наглости и жадности водителя. Как-то с Чавенга до Ламаи в районе девяти часов вечера извозчик предлагал довезти нас за 200 бат с одного лица. Для сравнения — таксисты в это же время суток хотели от нас 300-400 бат, но это проезд в комфортной кондиционируемой машине, а не в кузове на лавке с ветерком.
Товарищи-водители сонгтео в Таиланде с полоборота вычисляют неопытных фарангов-пассажиров и всегда стараются на них навариться. Поэтому расскажу несколько правил-советов о том, как не попасть на денежный развод и неприятную ситуацию.
1. Когда едет сонгтео, готовое принять пассажиров, водитель обычно сигналит стоящим у обочины гражданам. Достаточно поднять руку – и машина остановится. Если маршрутка просто мчится мимо – бесполезно махать, бомбила едет по своим делам, кузов обычно пуст в такие моменты, ему не до вас. Не называйте адрес в подробностях, тот, куда вам нужно ехать. Например, резорт такой-то на Мэнаме, отель такой-то. Вас туда все равно не отвезут, сонгтео будет двигаться исключительно по своему маршруту. К тому же в вас раскроют неопытного фаранга и попытаются развести на бабло. Если водитель откроет окно и спросит «куда?» просто говорите район или очень крупный ориентир, типа Теско Ламай, и, не уточняя цены, садитесь в кузов. Когда будете подъезжать к пункту назначения, нажмите на кнопку звонка, которая расположена на потолке. Не беспокойтесь, водитель остановится по этому сигналу, вы сможете выйти, подойти к кабине и рассчитаться за проезд.
2. НИКОГДА не спрашивайте у водителя, когда садитесь в сонгтео, цену до вашего пункта назначения. Сразу вас рассекретят и озвучат стоимость за проезд не меньше сотни бат, даже если ехать 200 метров.
Максимум уточните направление, например: «Мэнам? — Йес», или кивок водилы. Делаем опытное лопатообразное лицо и в кузов. Лучше не садиться, если сразу начинают ломить неадекватные деньги. Дождитесь следующего. Иначе по прибытию в пункт назначения сумма за проезд может еще вырасти по необъяснимым причинам.
3. Давайте водителю приготовленную сумму без сдачи. Дадите больше — сдачу вам никто не отдаст. Сделает вид, что так и надо и поедет дальше.
4. Случается, что товарищи включали сверхнаглость, и, по приезду в пункт назначения, пытались развести на большие деньги, чем полагается.
У нас был такой неприятный опыт. Сели в сонгтео уверенные, что заплатим по 40 бат с человека. Приехали на Чавенг — водила требует 300 за троих. Ругается и кроет матом на английском, пытается даже ударить. Драться в ответ не следует, мало ли, сколько братков может подтянуться из-за угла на подмогу. Мы просто стояли на своем и отдали ровно столько, сколько планировали. А еще у них в пассажирском кузове на стене висят заламинированные лицензии на осуществление извоза, которую можно сфотографировать и даже пожаловаться в транспортный департамент и туристическую полицию.
Наверняка нам попался просто мудак нехороший человек-водитель. Поговаривают, что были случаи более жестких угроз в адрес пассажиров, особенно со стороны водителей-бирманцев. Больше мы на таких не нарывались, Слава Богу. Я просто спокойно садилась в сонгтео, отдавала приготовленные 40 бат, доезжая с Ламаи на Чавенг, и мне никто не говорил, что я плачу мало.
5. И последний совет – берегите голову))). Серьезно. Очень низкий потолок. С непривычки, садясь в сонгтео, можно очень больно стукнуться. В первый проезд я таки ударилась. А потом много раз наблюдала, как фаранги бьются головами, загружаясь в маршрутку.