До того как наша семья совершила переезд из Казахстана в Таиланд, я (Иван), озадачил себя вопросом: «Как получить водительское удостоверение в Таиланде»? По моему личному мнению, человек обязан соблюдать законы страны, в которой он находится, исходя из этого и возник мой вопрос. Перелистывая казахстанские форумы и изучая сайты, я столкнулся с весьма противоречивой информацией. Вопрос состоял собственно в следующем — являются ли казахстанские права (водительское удостоверение) международными? Читая информацию на сайте МВД РК, и на форумах, я понял, что вопрос о международных правах для нас, простых жителей Казахстана, скорее риторический.
Органы власти, люди из министерства внутренних дел, почему-то неоднократно заверяли простых граждан, что права казахстанские — международные и действуют во всех странах, в которых была подписана Венская конвенция о дорожном движении. Как бы не так! Наше водительское удостоверение не является международным, не смотря на умную надпись «permis de conduite».
Европейские страны, страны Азии и США обязывают водителей иметь водительское удостоверение международного образца. Конечно-же на форумах описываются случаи туристов, когда дорожные полицейские других стран принимали казахстанские права за международные. Такие случаи имели место быть, но это не является оправданием отсутствия международного водительского удостоверения.
Когда мы приехали на Самуи из Казахстана, у меня были с собой казахстанские права категории «B». К моменту нашего перееда в Таиланд я умел водить только автомобиль, и не имел опыта вождения праворульки по левостороннему движению. По стечению обстоятельств, во второй день мы все-таки решили взять на прокат машину, для изучения особенностей острова Самуи, посещения пляжей и супермаркетов. Во время поездок по Самуи, я носил с собой отечественные права. По прошествии трех дней время аренды истекло, машину пришлось вернуть. Единственной экономичной альтернативой в передвижении по Самуи стал байк. Мы взяли в аренду байк на месяц, и у меня появилось естественное желание получить местное, тайское водительское удостоверение. Я слышал неоднократно от многих островитян, что на Самуи не требуется водительского удостоверения, однако так же слышал и об автоматической виновности в ДТП, при отсутствии тайских прав. Я люблю, чтобы все было правильно, к тому же на форумах появилась информация об ужесточении правил сдачи экзаменов на права с 1 июня 2014 года. Узнал об этом я только 20 мая, и у меня оставалось всего 8 дней, чтобы получить права.
Итак, перейдем к процессу! Получение водительского удостоверения на Самуи возможно при наличии всего двух документов — Residence certificate (сертификат резидента) и медицинской справки. Residence certificate на Самуи, является аналогом нашей адресной справки, подтверждающей адрес проживания. Для получения residence certificate нужен паспорт, фотография 3х4, и наличие в нем тайской визы. Некоторые глупые блогеры почему — то глупо предполагают, что residence certificate дают только при наличии рабочей или студенческой или любой другой долгосрочной визы. Все это чушь, поменьше верьте таким «экспертам»!
Получение сертификата резидента в Таиланде.
Первым делом нужно было получить residence certificate. Для этого необходимо было ехать в Натон в Immigration Office, что составляло около 20 километров от нашего дома в Бопуте. Я взял с собой паспорт, адрес нашего домика, 1000 бат, и отправился утром 26 мая в Натон. Дорога заняла у меня около 45 минут. Адрес Immigration Office на Самуи я уже знал, поэтому ехал без остановок до светофора на Натон госпиталь. Приехав на место, я увидел множество байков и людей у офиса. Когда я вошел, очереди не было, и я спросил у тайки — как мне можно получить residence certificate. Тайка попросила паспорт, который я любезно достал из сумки и передал ей. Далее она попросила договор аренды, которого у меня естественно не было. Я попытался объяснить, что снимаю жилье в Бопуте, знаю адрес, располагаю контактами хозяев, но мои доводы были не убедительны. Тайка сказала «I don’t believe you» без бумажных доказательств. Я предложил ей привезти чеки об оплате аренды дома, она сказала «ок». Мой путь лежал из Натона обратно в Бопут, 20 с лишним километров.
Приехав домой, я позвонил хозяйке дома, и она пообещала вечером сделать мне все необходимые бумаги для Immigration Office. Мне не хотелось ждать до вечера, я предполагал, что чеки оплаты за дом могут и не принять, но все-таки решился поехать с ними обратно в Натон. Последовали долгие 45 минут напряженной дороги, и я снова у иммигрэйшн офиса. Когда я зашел, очереди опять же не было, я привлек внимание работников и показал им свой паспорт. Та же самая тайка взяла мой паспорт и чек об оплате за дом и сказала что «теперь все ок». Мои документы были приняты, мне оставалось сидеть на лавочке и ждать дальнейших указаний.
Через минут 20, тайка пригласила меня в кабинет, где мне выдали мой residence certificate, с моей фотографией. За все это удовольствие потребовалось заплатить 500 бат, что я и сделал. Далее мне следовало получить Medical Certificate — справку из больницы — которую выдают в Натон госпиталь Самуи. Я знал, что госпиталь находится недалеко от иммигрейшна, и решил сразу же поехать туда за справкой.
В регистратуре Натон госпиталя у меня попросили паспорт, заполнили мне небольшую бумажку и велели идти к столу, над которым была цифра 40. В этот день в госпитале было много людей, но очереди на 40-й «кабинет» не было. Мне измерили давление, спросили мой рост и вес, и для чего мне нужна справка. После этого, медсестра сказала идти в «room number 50». Это место находилось все в том же коридоре, только у другого стола, с надписью 50. Меня записали в очередь к доктору, и назвали номер кабинета. Спустя 20 минут доктор меня принял, поинтересовался для чего мне справка, расписался и отправил обратно к 40-му столу. Я пришел туда, отдал все бумажки. Медсестра поставила мне печать, дала официальный больничный бланк, и попросила оплатить 200 бат кассиру в окно «cashier». Я оплатил справку и поехал из Натона домой.
Через день, к 9 утра, я поехал в Департамент наземного транспорта в Липа-Ной, который расположен тут, подавать документы на тайские права. Маршрут мне был знаком только частично, т.к. местонахождения департамента наземного транспорта я не знал. Глянув на карту, я приблизительно сориентировался.
Сам департамент находится в Липа-Ной, немного южнее Натона, нашел я его без каких-либо сложностей. Поскольку учреждение является государственным, вход в него запрещен в шортах, футболках и купальниках. Благо я это знал, и пришел в джинсах и рубашке.
Первым делом следует сдать медицинскую справку (Medical Certificate), сертификат резидента (Residence certificate), и копию паспорта (включая копию страницы с визой). После сдачи документов, меня попросили в 10:00 подняться на второй этаж и пройти на экзамены по теоретической части. Время было 9:30, поэтому долго ждать не пришлось.
В 10:00, я поднялся на второй этаж, около 20-30 человек ожидали начала экзамена. С опозданием в 15 минут, явился инструктор, назвал фамилии и пригласил нас (в основном русских) в кабинет.
В кабинете стоял телевизор, по которому, как я уже знал, будут показывать фильм про ПДД в Таиланде. В кабинет нас завели в 10:15, и до 10:40 мы сидели перед выключенным теликом, ожидая начала показа фильма. Каждые несколько минут кто-то заходил в кабинет и садился на свободные стулья. Через 25 минут ожидания кабинет был забит людьми до отказа. Наконец, явился таец, попросил половину находящихся там людей выйти, включил кино и ушел.
Фильм достаточно серьезный, включает в себя видеоряд сцен ДТП с участием авто и мототранспорта со смертельным исходом. На наглядных примерах объясняются правила управлением автомобилем и мотоциклом. Некоторые вещи вполне очевидны для выходцев из СНГ, не знаю как для тайцев. Видимо некоторым надо объяснять, что нужно смотреть в зеркала, включать поворотники и НЕ ездить по встречке.
По прошествии часа, инструктор вернулся, выключил видео, попросил всех прийти в 14:00 на сам экзамен. Время было около 12:00. Я решил съездить домой и перекусить по дороге.
В 14:00, на 2-м этаже люди снова находились в предвкушении экзамена. Инструктор как всегда опоздал, завел нас в коридор с тренировочными стендами и начал объяснять принцип сдачи экзаменов.
В помещении стоят 4 прибора. Первый тестовый прибор — это светофор. Инструктор включает разные цвета, и экзаменуемый должен правильно назвать цвета (по-английски или по-тайски). Второй стенд представляет собой фиксированную область для головы, для определения боковым зрением цвета сигналов светофора. Загорается красный, желтый, зеленый, нужно опять же назвать цвета.
Третий стенд представляет собой 2 педали (газ и тормоз). При нажатии на газ, через неопределенный промежуток времени начинает подниматься зеленая шкала, и нужно нажать педаль тормоза как только она (шакала) начала подниматься, до того как прибор «запищит». Этот тест — на реакцию. На все тесты дают 2 попытки, обязательные обе!
Четвертый тест — совмещение 2-х параллельных палочек на стенде, который удален на 4-5 метров от экзаменуемого.
Все эти 4 теста я сдал самый первый. Я могу сказать, что это не сложно. После этих тестов, меня отправили в другой кабинет с компьютерами, где проходит экзамен на знание теоретической части.
В тесте 30 вопросов, на тест дается 30 минут времени. К ответам можно возвращаться и менять варианты ответа. В тесте всегда 5 вариантов ответа к каждому вопросу.Для того чтобы начать тест, инструктор вставляет смарт-карту в компьютер, для каждого тестируемого карта индивидуальна и содержит паспортные данные.
Инструктор запустил мне тест, и постепенно я начал отвечать на вопросы. В некоторых вопросах я сомневался в ответе, в виду не очень хорошего знания английского языка. Знаменитый вопрос: «Какая машина не имеет права ездить по дорогам», с правильным ответом «без лобового стекла, попадался мне 4-5 раз. Через минут 15, я уже ответил на все 30 вопросов.
Поскольку у меня были сомнения на счет некоторых ответов, в трех вопросах я изменил варианты ответа. Было немного страшно, но я все же нажал кнопку «FINISH». Компьютер выдал мне заветное «Passed». Я ответил правильно на 25 вопросов из 30.
Инструктор выдал мне маленькую бумажку, и сказал прийти на следующий день в 14:00 сдавать практическую часть экзамена.
Проезжать третий день 50 километров было конечно в лом, но у меня ведь цель, и я в полушаге от водительских прав!
Я приехал в 14:00 на следующий день, отдал бумажку в первое окно, на первом этаже. Тайка попросила меня на байке проехать за здание департамента, на тестовую площадку. Людей на площадке было около 30 человек, большая часть которых собиралась сдавать на управление авто.
Главным критерием сдачи экзамена на байке является наличие шлема на голове и включение поворотников.
Экзамен начался примерно в 14:30, т.к. инструктор опять опоздал. Первый парень-таец успешно проехал змейку, проехал узкую возвышенную полоску, после чего поехал по территории с дорожными знаками. Вот тут-то и проявилась вся тайская натура — таец без задней мысли проехал под знак «кирпич» и тут же завалил экзамен. Я, конечно понимаю, что у них в крови езда по встречке и по односторонним улицам в против шерсти, но правила соблюдать все же надо. Вы бы видели чистые и светлые глаза этого тайца, он действительно не со зла заехал под «кирпич», он просто не знал что так нельзя.
Важно: проезд змейкой конусов и узкой возвышенной полоски осуществляется в обе стороны, т.е. два раза проезжается змейка и полоска.
После первого участника, экзамен стал проходить в хаотичном порядке — тайцы толпой проходили змейку (друг за другом), в это время рядом другие тайцы проезжали полоску. Большая часть из них, в последующем, завалила проезд территории со знаками.
Настал момент, когда рассеялся тайский хаос, и мне нужно было проехать самому все полосы препятствий. Я сел на байк, и уверенно проехал «змейку». Когда проезжал полоску второй раз — чуть не съехал с нее, т.к. заезжал на нее под углом 45 градусов. Последнее испытание со знаками заняло у меня по времени не более минуты, и поскольку я уже знал, как проезжать маршрут.
Инструктор-тайка сказал мне «ok, passed» , расписалась в моих бумажках и отправила меня в здание департамента, в первое окно, для получения тайских прав.
Я подал бумажки в окно, и меня попросили посидеть и подождать немного. Минут через 10 меня позвали к окну, и попросили заплатить пошлину 155 бат, после чего отправили опять ждать. Еще минут через 5, меня позвали сфотографироваться на права. После «фотосессии», я подождал еще 5 минут, и мне выдали свеженькие тайские права.
Моей целью было получение тайского водительского удостоверения на мотоцикл, чего я собственно и добился. Если кто-то еще не знает — в Таиланде права на мотоцикл и на легковой автомобиль — это 2 разные карточки, у них нет такой системы как в СНГ — несколько категорий на одном пластике.
Права, которые я получил, называются Drive License Temporary Motorcycle, это временные права сроком действия на 1 год. По истечению 1 года, можно повторно сдать экзамены и получить уже постоянное тайское ВУ сроком на 5 лет.
Ваня, спасибо, познавательно! Скажи, а ты случайно , не видел как там на машине сдают?
Я после получения прав пошел посмотреть, но там тайцы долго инструктировали тех кто сдавал, и я не стал ждать. Те кто сдавал экзамен сказали что это было легко, и возможно легче чем на байке, хотя не вижу особой сложности
Жаль, нет фоток маршрута со знаками. Что там за знаки хоть?